МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР
НА ФОНТАНКЕ

Санкт-Петербург

КАССА ТЕАТРА:

316-65-64

История театра

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛАНДШАФТЫ ИЗМАЙЛОВСКОГО САДА

Молодежный театр начинался с рощи… Образ поэтичный — и символичный. Ни один другой театр Петербурга не может похвастать тем, что вырос на месте березовой рощи. К тому же особо охраняемой по указу самого царя Петра I. 

«Ботанический» двор

В 1720 году Петр I разрешил выделить в этой роще участок для постройки дачи Александру Петровичу Румянцеву. Он — будущий отец великого полководца екатерининских времен, Петра Александровича Румянцева. Прожив жизнь бурную и непростую, Румянцев-старший в 1749 году умер. Усадьба стала переходить из рук в руки. До 1796 года ею владел фаворит Екатерины II Платон Зубов.

Между тем в 1786 году Академия наук добилась, чтобы часть Измайловской рощи отдали под «академический огород», поскольку «ботанический двор» на Васильевском уже не вмещал привозимых и разводимых растений. Через три года часть «ботанического двора» переехала с Васильевского в Измайловскую рощу и заняла участок в 11 гектаров между Измайловской слободой и усадьбой Румянцева, прихватив частично и её саму. Но просуществовал Измайловский «ботанический двор» недолго: в 1812 году его ликвидировали. Участки стали распродаваться, но множество редких растений оставили на прежнем месте. Не исключено, что некоторые из ныне растущих в Измайловском саду — их «потомки».

В начале XIX века мода на «регулярные» парки сменилась модой на «пейзажные». И сад при бывшей румянцевской усадьбе тоже превратили в «пейзажный» — это был английский стиль, и англоман Александр I, глядя на обустроенный по-новому Измайловский сад, мог бы порадоваться. 

Купеческие пейзажи

Но время неумолимо. Стал приходить в запустение и пейзажный Измайловский сад. 

С 1835 года территория принадлежала семье богатых купцов Тарасовых. Крупные домовладельцы Тарасовы, «паркетные фабриканты», владельцы нескольких фабрик, некогда государственные крестьяне, плотники, вывезенные при Петре I из Костромской губернии для постройки кораблей, строительства города и поселённые на Охте, разбогатели на подрядах по отделке богатых домов. Особую прибыль им принесли подряды по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 года. Зная, во что лучше вкладывать деньги, Николай Степанович Тарасов начал приобретать в городе земельные участки, в их числе оказался и участок на Фонтанке. 

В 1870-80-х садом и домом на Фонтанке, который построил в 1849 году Гаральд Боссе (дом № 116) владели внуки Николая Степановича — братья Николай и Сергей. Им принадлежал и ещё один дом (№ 114). 

Николай Алексеевич по образованию был инженер путей сообщения, председатель Кредитного общества. Этот прагматичный человек не был лишён причуд: по верху каменных ледников, одной стенкой выходящих в сад, он устроил изящный садик с цветниками, сидя в котором, можно было любоваться тем, что происходит в увеселительном саду, куда вела потайная калитка. В этот «висячий сад Семирамиды» из квартиры Тарасова был перекинут чугунный мостик.

Младший брат, Сергей Алексеевич, в прошлом гвардейский офицер, был товарищем городского головы, то есть председателя Городской думы. Он тоже серьёзно увлекался садоводством, ездил по выставкам, покупал луковицы и рассаду редких цветов и кустарников. Возглавлял он и комиссии по устройству скверов-цветников у Казанского собора и на Сенатской площади. 

И хотя Измайловский сад был любимым детищем братьев, занятость коммерческими делами и состояние здоровья не позволяли им отдавать саду столько времени, сколько он от них требовал. Потому, видимо, они и решили, что отдать его в аренду будет делом правильным…

БУФФонада Тумпакова

Арендаторов было несколько, но в 1898 году сад в аренду у Тарасовых берет Петр Вионорович Тумпаков. Выходец из Ярославской губернии, бойкий и смышлёный Тумпаков в 11 лет начал карьеру «мальчиком при буфете» Зоологического сада. Приобретя значительный опыт, при выдающихся личных качествах — тяготению к искусству, тонком понимании жизни и деловой хватке — он со временем станет домовладельцем, миллионером, крупнейшим антрепренёром. В Измайловском саду он с первых шагов проявил себя как талантливый организатор. Историки свидетельствуют, что «в 1901 году предприимчивый ярославец Тумпаков, некогда бывший половым в чайной, <…> сломал все постройки, за исключением раковины для оркестра, построил театр с партером под крышей». Архитектор Пётр Васильевич Резвый при постройке театра использовал «шуховские фермы», купленные Тумпаковым в 1899 году на Всемирной торговой выставке в Париже. Эти уникальные конструкции, созданные выдающимся русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым, составили каркас здания. Театральный зал стал сооружением нового типа. Обширное внутреннее пространство зала, рассчитанного на 1200 зрителей, формировалось металлическими дугообразными конструкциями с двумя рядами промежуточных опор. В их верхней части помещались стилизованные изображения лир. 

Да и на сцене всё тоже было необычно. Вот что, по описанию тогдашних репортёров, видели зрители: «Перед началом оперетты портал сцены был закрыт “коммерческим” занавесом, сплошь разрисованным крикливыми рекламами с рисунками корсетов, обуви, велосипедов, разного рода баночек с помадами и знаменитой рекламой — “Я был лысым”, за ним был бархатный занавес». Новшества театральной техники позволяли менять декорации, не опуская занавеса.

Напротив театра установили железную веранду, отделанную зеркалами и декоративными панно. К ней по проекту Резвого пристроили каменно-железную сцену, превратив всё сооружение в ресторан. При входе в сад разбили огромный цветник из живых и искусственных цветов, построили садовую беседку и деревянный киоск в виде древнерусских теремков с множеством резных деталей. В саду работали ресторан-варьете, танго-кабаре, кафе-концерт, открытые эстрады. По названию театра и сад получил имя — сад «Буфф». Торжественное открытие состоялось 28 апреля 1901 опереттой Штрауса «Ночь в Венеции». Тумпаков увековечил эту дату — «1901» — флюгером над верандой. 

В репертуаре театра — русская комическая опера, оперетта, феерия, балет и дивертисмент. На сцене блистали лучшие артисты европейских и американских театров-варьете. Под руководством режиссёра оперетты Александра Брянского, стремившегося к пышным постановкам, в театре работали многие известные в то время актёры. Среди них, например, Екатерина Зброжек-Пашковская, Наталья Тамара, Михаил Вавич, Варвара Панина, Анастасия Вяльцева, Алексей Феона, Михаил Ростовцев. 

Когда в 1904 году Тумпаков открыл на Панаевской набережной новый театр, назвав его «Зимний Буфф», театр на Фонтанке, а заодно и сад, стал именоваться «Летний Буфф». В 1911 году, незадолго до смерти, Тумпаков передал владение садом в руки Брянского. Главным режиссёром стал Николай Федорович Монахов, который до этого сотрудничал с театром как актёр. 

И после революции 1917 года, невзирая на сложные времена, сад «Буфф» оставался местом отдыха и увеселения. 28 мая 1918 года театр «Буфф» открыл очередной сезон. В ту пору это было единственное место, куда могли отправиться люди, ищущие развлечений. Вниманию публики предлагались оперетты «Роза Стамбула», «Мадемуазель Нитуш», «Сильва», «Идеальная жена», постановки комических опер и драматических спектаклей. На сцене, помимо уже названных нами, играли и другие замечательные актёры: Екатерина Корчагина-Александровская, Борис Горин-Горяинов, Григорий Ярон. В 1920-е годы на концертах в саду выступали Исаак Дунаевский, Леонид Утёсов, Любовь Орлова. 

Времена близкие

В 1938 году по проекту архитектора Кирилла Иогансена здание театра «Буфф» реконструировали. Но главный фасад сохранил фрагменты декоративной отделки: сдвоенные классические колонны и пилястры с декором в виде театральных масок. Венчали здание три фронтона. 

Как ни трудно себе это представить, но жизнь сада не прекращалась и в годы Великой Отечественной войны. Здесь были огороды, городской призывной пункт. Установили сюда и зенитную батарею. Ещё во время блокады, в июле 1943 года, сад открыли для работы цирка и эстрады. 

В 1949 году сад снова стал «Измайловским», а театр — «Летним театром Измайловского сада». В 1951–1955 годах при входе установили новую металлическую ограду с кассовыми каменными павильонами. В 1962–1964 годах здание бывшего ресторана переделали под искусственный каток, который действовал до конца 1970-х. 

В 1979 году в Измайловском саду приступил к репетициям только что созданный Ленинградский молодёжный театр, его вдохновителем и организатором был Владимир Афанасьевич МАЛЫЩИЦКИЙ. 18 января 1980 года театр открылся спектаклем «Сто братьев Бестужевых» по пьесе Бориса Голлера. 

В 1983 году театр возглавил Ефим Михайлович ПАДВЕ. 

В ноябре 1989 года руководителем театра стал Семён Яковлевич СПИВАК, а сам театр несколько изменил название — Молодёжный театр на Фонтанке.

В 2006 году началась разработка проекта реконструкции Летнего театра и благоустройства Измайловского сада. Главным архитектором проекта стал Александр Миронов. 

Сегодня, с открытием современного здания, театр стал единым культурным пространством, включающим в себя две сцены и «зелёное фойе». Это сочетание ландшафта и архитектуры делает Измайловский сад необыкновенно притягательным, а две площадки позволяют максимально реализовывать практически все творческие идеи.

View the embedded image gallery online at:
http://mtfontanka.spb.ru/o-teatre/istoriya#sigProGalleria81ddaeb8a5

Календарь

<< < Май 2017 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 31        

Культура.РФ

Социальные сети

Оценка качества

Golden mask

Новости и события

odnoklassnikiinstagramskypetwitvkfacebookyoutube